Известная аллегория Платона, уже не помню из какой книги, рассказывает нам о человеке, который сидит всю жизнь в пещере и смотрит на тени на стене. Мимо него ходят люди, но он их не видит, он видит только тени на стене. Весь его мир – это тени на стене, он прикован так, что он никогда не видел ни себя, ни вокруг себя, только одну стену и тени на ней, отбрасываемые проходящими людьми. Вдруг, однажды, он понимает, что никаких цепей нет и человек встает и осматривается впервые в жизни.
Его понимание мира рушится, он бродит по пещере и обнаруживает таких же прикованных, смотрящих на тени на стене. Он же теперь может видеть и саму пещеру, и те факелы, которые отбрасывают тени, и собственно людей. Соответственно, он может теперь делать интересные вещи, например, показать что-нибудь на стене другого человека или вообще затушить ему факел. Человек становится мистиком.
А если этот человек добирается до выхода из пещеры, он вдруг достигает нового понимания и его мир рушится еще раз. Вдруг он обнаруживает, что есть солнце и факел – это микроскопическая частичка огня по сравнению. Человек обнаруживает огромный мир за пределами пещеры и ему уже не нужно возвращаться обратно, что ему делать в пещере? Человек получает просветление. В принципе, мистицизм для просветления не нужен, можно просто сразу идти к выходу из пещеры, не забавляясь ее содержимым.
Вот такое описание обычного “спящего” человека, мистика и просветленного. Вполне как бы понятное. А теперь вопрос: как объяснить, описать все то же самое, но не используя метафор и аллегорий, простым и обыденным языком?
Совсем простым, наверное, не получится, но без аллегорий надо попробовать обойтись.
Обычный человек находится в состоянии, в котором он воспринимает не мир, а иллюзию, созданную им же самим. Иллюзия необходима для сосуществования и взаимодействия с другими людьми, находящимися здесь же. Каждый человек от рождения обучается воспринимать эту иллюзию когерентно с остальными. Те люди, которые не могут поддерживать когерентность этой иллюзии, попадают в дурку. Отсюда происходит наше эго, которое ассоциирует себя само с нашей целостностью. Эго и есть этот инструмент когерентного восприятия реальности и когерентного общения с окружающими.
Таким образом, существуют обычные люди, у которых инструмент “эго” ассоциирует себя с их тотальностью бытия и эти люди в среднем представляют собой норму, к которой подгоняется инструмент “эго” у каждого новоприбывшего.
Есть мистики, у которых есть понимание того, что “эго” – это один из вариантов и его можно менять. Мистики изменяют эго таким образом, чтобы их инструмент включал еще и другие возможности, не входящие в комплект стандартного эго. Однако мистики по-прежнему позволяют эго ассоциировать себя с тотальностью их бытия. Поэтому им приходится использовать окольные пути для изменения и расширения своего инструментария.
И, наконец, есть просветленные – люди, которые не ассоциируют инструмент с тотальностью своего бытия. Они могут использовать эго при необходимости когерентно сотрудничать с другими, но могут этот инструмент свободно отбросить, когда он не нужен.
Ну и чем это нам поможет?