Знание приходит к человеку, стремящемуся учиться. Часто встречающаяся фраза в эзотерических учениях о том, что, когда ученик готов – появится и учитель, вовсе не означает, что появится именно некий человек, который возьмёт новоиспечённого ученика за руку и отведёт к вершинам знаний. Человек, готовый к восприятию знаний, найдёт эти знания так или иначе. Будет это реально учитель как человек, книга или хороший друг в сочетании с жизненной ситуацией, совершенно не важно. Важно то, чему человек научится.
В нашем мире всё устроено очень, даже чрезвычайно, гибко. Для всего существуют многие пути. Вообще всё существует в том виде, в котором мы хотим это всё видеть. Поэтому было бы странно если бы на обучение накладывались такие серьёзные ограничения. Зачем? Чтобы ограничить знание? Проверить готовность? Но знание и так не даётся тому, кто не готов. Дайте любую книгу по самой сурьёзной тематике человеку не готовому и он её скорее всего даже не станет читать.
Так что прав Кастанеда говоря словами Дона Хуана о том, что все дороги этого мира одинаковы, все ведут в никуда, в абстрактное, и мы вольны выбирать тот путь, который лежит ближе к нашему сердцу. И тогда, выбрав путь знаний, всё на этом пути будет нам о чём-то рассказывать. И люди, и книги, и незнакомцы, случайно встреченные в дороге, будут рассказывать нам о мире, каждый по своему. Нам только надо научиться слышать, воспринимать и учиться.
Каждый момент жизни тогда будет прожит осознанно и каждый момент будет полон знаний. Наверняка, любое наше кажущееся таким незначительным действие, каждое столкновение, каждое слово имеет значение. Нам только кажется, что мы заняты чем-то сугубо меркантильным и незначительным. Но чтобы понять всю глубину каждодневной жизни, надо тоже готовиться. Надо учиться, надо искать возможность понять эту каждодневность и тогда найдётся путь и откроются врата к знаниям, сокрытым в самой обыденности.
Наверняка эта женщина, сидящая рядом со мной в самолёте, может мне открыть какие-то новые знания. Но для этого мне потребуется найти вопрос, который поднимет эти знания на поверхность и сделает их доступными мне. Я ещё не готов к обыденности – я не знаю, какой вопрос нужно задать, я не понимаю пока чему она может меня научить. Но она наверняка может, в мире нет случайных встреч.
И я спросил ее, чему она может меня научить. И она удивилась, но мы разговорились и рассказали другу множество историй. И она помогла мне понять самого себя. Она мне не сказала ничего такого уж нового, но она сформулировала для меня мысли, которые я боялся в себе признать. Я вышел из самолета с более глубоким пониманием себя и знанием мира, чем вошел туда. Совершенно чужой и, казалось бы, случайный человек, оказался способным донести до меня часть философии жизни. Это ли не прекрасно?
Страшно даже представить, каков будет поток знаний, когда каждый человек, каждая ситуация, каждый момент будут меня чему-то учить, будут раскрывать свою наполненность. К этому потоку тоже нужно быть готовым, чтобы он не захлестнул и не разрушил сознание.